Для чего нужен СНИЛС и как его получить – подробная информация
Пенсионная система в РФ в данный момент зависит от страховой системы – взносы, отчисляемые работодателями за время трудовой деятельности человека, идут на личный счет работника в Пенсионном Фонде.
Для регулирования этого процесса применяется своеобразный учет будущих пенсионеров, через присуждение, каждому работающему гражданину выдается индивидуальный номер. Информация о нем вносится в страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
Что это такое
ССГПС или же СНИЛС – это ламинированная карточка зеленого цвета, в которой отражена информация о застрахованном в ПФР лице. Номер отраженный в этом документе необходим работодателю для правильного официального оформления работника.
Номер в системе является пенсионным счетом, где будут собираться отчисления на дальнейшую пенсию работника. Этот номер именуется СНИЛС и часто страховое свидетельство тоже так называют. СНИЛС является персональным и прикреплен к паспортным данным человека по его месту регистрации и т.д.
Оформлять свидетельство могут не только работающие, но и все граждане РФ. Оно хранится лично у вас и не передается третьим лицам на долгосрочное хранение. Действует, только вместе с паспортом, который предоставлялся для его оформления.
Как выглядит
Страховое свидетельство имеет единый образец во всех регионах Российской Федерации – он был принят на государственном уровне для универсализации системы.
Как писалось выше, ССПГС (СНИЛС) зеленого цвета. Это небольшая карточка, на которой с лицевой и обратной стороны прописаны такие сведения как:
- номер счета в ПФР (собственно, СНИЛС);
- персональные данные – ФИО, дата рождения, пол;
- место рождения гражданина;
- дата регистрации в системе страхования;
- памятка (на обратной стороне), в которой указано, когда нужно использовать ССГПС, а когда можно без него обойтись.
Фотография гражданина на свидетельстве не предусмотрена.
Для чего необходим
Обычно ССГПС (СНИЛС) получают при поступлении на работу, но можно оформить его и просто так. Номер счета в пенсионном фонде понадобится, если:
- нужно оформить какую-либо государственную выплату, пособие, компенсацию или льготу;
- производится регистрация в системе Госуслуги;
- вы начинаете оформлять пенсию;
- вы решили запросить кредит или другой займ у кредитно-финансовых организаций;
- гражданин поступает на обучение или лечение, и претендует на получение государственных пособий в связи с этим;
- появилась необходимость оформить УЭК – электронную карту, которая собирает все данные о человеке в одном месте;
- нужно получить родовой сертификат;
- нужно оформить материнский капитан.
Главная функция страхового свидетельства связана с пенсионным фондом – это зачисления льгот, пенсии и прочих государственных отчислений. Однако, даже при кредитовании могут отказать, если у вас нет номера СНИЛС.
Как узнать номер
Узнать номер свидетельства и данные СНИЛС можно:
- используя выданную карточку;
- если нет доступа к карточке – обратившись в Пенсионный Фонд с паспортом;
- если нет возможности посетить ПФР – обратитесь к кадровику на работе.
По интернету узнать эту информацию нельзя, поскольку Пенсионный Фонд приравнивает ее к такой, которую нельзя разглашать без ведома владельца.
Однако, доступно информирование через портал Госуслуги – правда, не прямое, а косвенное. Так, на сайте Госуслуг вы можете узнать свой СНИЛС, используя опцию извещения «О состоянии индивидуального ЛС». Помимо детальных данных обо всех отчислениях, в предоставленном отчете будет содержаться и номер вашего документа.
Как восстановить при утере
Если вы испортили или потеряли полис, его восстановление возможно, как и замена при смене персональных данных (фамилии и т.д.).
Процедура может проводиться двумя способами:
- Самостоятельно – если вы ИП или безработный.
- Через работодателя – если вы трудоустроены.
Если вы решили заказывать новый полис через работодателя, нужно:
- Сообщить о его утере или о причинах его замены (в течение 30 дней с момента наступления этих причин/происшествия).
- Написать заявление, в котором изложить, что произошло с карточкой.
- Дождаться, пока работодатель перенаправит заявление в ПФР – не дольше 2 недель.
- Получить новое свидетельство в течение 30 дней после этого.
Самостоятельно восстанавливается так:
- Необходимо обратиться в подразделение ПФР, к которому вы относитесь.
- Пишется заявление с описанием обстоятельств утери или повреждения свидетельства, или иных причин, по которым вы его меняете.
- Предъявить паспорт.
- Предъявить документы-основания для замены ССГПС – например, свидетельство о браке.
- Дождаться оформления нового свидетельства – от 1 недели.
Где делают и как получить
Оформляется ССГПС в отделении ПФР по месту регистрации гражданина. Оформить его может любой человек, который достиг 14 лет и имеет паспорт. Дети получают ССГПС по заявлению родителей или опекунов.
Если вы до трудоустройства не имели СНИЛС, оформлять его будет работодатель. Все данные передаются ему, а затем перенаправляются в ПФР.
Чтобы получить, нужно:
- Написать заявление на регистрацию в системе пенсионного страхования.
- Предоставить паспорт с регистрацией.
- Дождаться, пока в ПФР оформят вам документ – обычно, не дольше 3 недель, но это зависит от способа (через работодателя или лично).
Никаких взносов и пошлин платить не нужно. Процедура бесплатная даже для иностранцев, однако граждане других стран, постоянно проживающие в РФ, должны дополнительно предоставлять перевод своего паспорта (если тот не на русском языке).
Оформление для детей также предполагает немного расширенный пакет документов – предоставляется паспорт одного из родителей и свидетельство о рождении ребенка. Могут, также, потребовать данные о регистрации ребенка по месту жительства.